Эконовости О компании Издания и
проекты
Авторам Реклама Подписка Контакты Архив Полезные
ссылки
       
 
№3, 2021: Раздел 3. Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география

<< Содержание номера
<< Архив


[RUS] / [ENG]
Раздел 3. Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география
К.В. Самбуров. Иерархия пассажирских железнодорожных узлов и пунктов Краснодарского региона
Стр.51-57
https://www.doi.org/10.24412/1728-323X-2021-3-51-57


К.В. Самбуров, аспирант, Институт географии Российской академии
наук (ИГРАН), [email protected], Москва, Россия

HIERARCHY OF PASSENGER RAILWAY JUNCTIONS AND POINTS OF THE KRASNODAR REGION
K.V. Samburov, postgraduate student, the Institute of Geography, the Russian Academy of Sciences (IGRAN), [email protected], Moscow, Russia

Аннотация. Изучена пространственная структура пассажирских железнодорожных узлов и пунктов Краснодарского региона (Краснодарский край и Адыгея) в дальнем сообщении. Разработана методика выделения центральных узлов на основе ряда параметров: числа отправленных пассажиров, пассажироинтенсивности и числа контактов с другими узлами (пунктами). В результате анализа транспортной доступности определены зоны тяготения каждого из 21 узла, в которых останавливались поезда дальнего следования в 2016 г.
Все железнодорожные узлы и пункты были разделены в зависимости от значений их параметров на 9 иерархических уровней (4 уровня узлов, 5 уровней пунктов), отличающихся по роли в региональной транспортной системе. Отдельно выделен внеранговый узел города Сочи, который, будучи одним из главных центров притяжения туристов, обладает уникальными характеристиками, что не позволяет включить его в какие-либо уровни. Распределение узлов по иерархическим уровням основывалось на размерах зон их тяготения, пунктов – на числе отправленных пассажиров и числе контактов с иными узлами (пунктами). Исходя из значений параметров зон тяготения территория Краснодарского региона был разделена на два субрегиона: Причерноморский и Кубанский, сильно отличающихся по интенсивности пассажирских перевозок летнего пика, вызванной резким ростом туристического потока благодаря рекреационной привлекательности Черноморского побережья.

Abstract. The spatial structure of passenger railway junctions and points of the Krasnodar Region (Krasnodar Krai and Adygea) in the long-distance traffic is studied. A method for identifying the central junctions based on a number of parameters (the number of passengers sent, passenger intensity, and the number of contacts with other junctions (points)) has been developed. As a result of the analysis of transport accessibility, the gravity zones of each of the 21 nodes where long-distance trains stopped in 2016 were identified.
All railway junctions and points were divided according to their parameters into 9 hierarchical levels (4 levels of junctions, 5 levels of points), which differ in their role in the regional transport system. Separately, the non-ranking junction of the city of Sochi is highlighted, which, being one of the main centers of attraction for tourists, has unique characteristics, that does not allow it to be included in any of hierarchical levels developed. The distribution of the junctions at hierarchical levels was based on the size of their gravity zones, the points were analyzed on the number of passengers sent and the number of contacts with other junctions (points). Based on the parameters of the gravity zones, the territory of the Krasnodar Region was divided into two sub-regions: the Black Sea and the Kuban, which significantly differ in the intensity of passenger traffic of the summer peak, caused by a sharp increase in tourist flow due to the recreational attractiveness of the Black Sea coast.

Ключевые слова. География транспорта, железнодорожные перевозки, поезда дальнего следования, иерархия, зона тяготения, транспортные узлы, транспортные пункты.

Keywords: transport geography, railway service, long-distance trains, hierarchy, an attraction zone, a railway junction, a railway station.

Библиографический список
1. Тархов С.А. Изменение связности пространства России (на примере авиапассажирского сообщения). М.-Смоленск: Ойкумена, 2015. – 154 с.
2. Доклады о результатах и основных направлениях деятельности. Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kurort.krasnodar.ru/activity/reports (дата обращения: 25.05.2021). 
3. Служебное расписание движения пассажирских поездов с 13 декабря 2015 года. М., 2015 – 3242 с.
4. Кибальчич О.А. Размещение населения и связанные с ним показатели в перспективном планировании пассажирских перевозок // Вопросы географии. Вып. 61: Экономические связи и транспорт. М.: Географгиз, 1963. С. 34–45.
5. Gao Y. Estimating the sensitivity of small airport catchments to competition from larger airports: A case study in Indiana // Journal of Transport Geography. – 2020. – Т. 82. – 102628. doi: 10.1016/j.jtrangeo.2019.102628
6. Paliska, D., Drobne, S., Borruso, G., Gardina, M., Fabjan, D. Passengers' airport choice and airports' catchment area analysis in cross-border Upper Adriatic multi-airport region // Journal of Air Transport Management, 2016. –Т. 57. – pp.143-154. doi: 10.1016/j.jairtraman.2016.07.011
7. Zhang Y., Xie Y. Small community airport choice behavior analysis: A case study of GTR // Journal of Air Transport Management, 2005. – Т. 11. – №. 6. – pp. 442-447.
8. Самбуров К. В. Географическое распределение пассажирских железнодорожных узлов России // Региональные исследования, 2020. – №2. – С. 121-130. doi: 10.5922/1994-5280-2020-2-10



References
1. Tarkhov S.A Izmenenie svyaznosti prostranstva Rossii (na primere aviapassazhirskogo soobshcheniya) [Changes in the Connectivity of the Space of Russia (in the study of Air Passenger Traffic)]. Moscow, Smolensk, Oikumena Publ., 2015. 154 p. (In Russian).
2. Doklady o rezultatah i osnovnyh napravleniyah deyatelnosti. Ministerstvo kurortov, turizma i olimpijskogo naslediya Krasnodarskogo kraya [Reports on the results and main lines of activities. Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of the Krasnodar Territory]. Available at:  https://kurort.krasnodar.ru/activity/reports, date of access: 25.05.2021. 
3. Sluzhebnoe raspisanie dvizheniya passazhirskih poezdov s 13 dekabrya 2015 goda [Service schedule of passenger trains from December 13, 2015] Moscow, 2015 3242 p.
4. Kibal'chich O.А. Razmeshhenie naseleniya i svyazannye s nim pokazateli v perspektivnom planirovanii passazhirskikh perevozok [Accommodation of the population and related indicators in the long-term planning of passenger traffic] Voprosy geografii. No. 61. 1963. P. 34-45.
5. Gao Y. Estimating the sensitivity of small airport catchments to competition from larger airports: A case study in Indiana. Journal of Transport Geography. 2020. Vol. 82. 102628. doi: 10.1016/j.jtrangeo.2019.102628
6. Paliska D., Drobne S., Borruso G., Gardina M., Fabjan D. Passengers' airport choice and airports' catchment area analysis in cross-border Upper Adriatic multi-airport region. Journal of Air Transport Management, 2016. Vol. 57. P.143-154. doi: 10.1016/j.jairtraman.2016.07.011
7. Zhang Y., Xie Y. Small community airport choice behavior analysis: A case study of GTR.  Journal of Air Transport Management. 2005. Vol. 11. No. 6. P. 442-447.
8. Samburov K. V. Geograficheskoe raspredelenie passazhirskih zheleznodorozhnyh uzlov Rossii [The geographical distribution of passenger railway hubs in Russia] Reg. Issled. 2020. No. 2. P. 121-130. doi: 10.5922/1994-5280-2020-2-10 (In Russian).


Прикреплённые файлы:




<< Содержание номера
<< Архив

Дата последнего обновления: 18:58:40/24.02.24
   
     
       
 
ИАА "Информ-Экология"


   
     
 
       
 
Министерство природных ресурсов Российской Федерации


   
     
 
       
 
Счётчик


   
     
 
© Designed&Powered by 77mo.ru. 2007. All rights Reserved.