Эконовости О компании Издания и
проекты
Авторам Реклама Подписка Контакты Архив Полезные
ссылки
       
 
№4, 2007: Экологические проблемы урбанизированных територий

<< Содержание номера
<< Архив


[RUS] / [ENG]
Экологические проблемы урбанизированных територий
Г.А. Гоголев. Urban Environmental Accords как общий план экологического развития города
  Рассматриваются проблемы взаимодействия городов в решении вопросов экологии и устойчивого развития, через механизмы созданные в международном соглашении Urban Environmental Accords. Обсуждается  целесообразность и приоритеты использования данных ориентиров в Российской Федерации.

            Введение
  Позитивный опыт в управлении окружающей средой в городах достаточно быстро распространяется от мегаполису к мегаполису, и от них более мелким городам. Одним из старейших примеров подобного обмена может быть изобретение в Англии общественного парка в 1843 году. Сейчас парки можно встретить почти во всех городах. И теперь Великобритания вынуждена уже сама учиться парковому делу у более продвинутых коллег.
    Надо отметить, что в Европе и Америке в настоящее время городские и местные власти зачастую действуют очень активно в решении проблем окружающей среды. Они формируют своего рода подобия кругов анонимных алкоголиков или людей следящих за весом (Weight Watchers), обязуясь друг перед другом снизить выбросы парниковых газов или перевести все такси в городе на гибридные энергетические установки. Зачастую, особенно в США, такие действия муниципальных властей отвечают социальному заказу и бездействию властей. Если правительство страны не делает ничего для охраны природы, местные правительства могут взвалить на себя этот груз, и выиграть в популярности на этом контрасте действия и бездействия. В Российской Федерации ситуация с охраной природы последние лет 10-15 соответствует современной американской и мы не наблюдаем совершенно никакого интереса к этим вопросам со стороны властей, которые заинтересованы исключительно в безнаказанной добыче и экспорте ресурсов, ради призрачных целей раздутия губительного ресурсного ВВП. Почему же наши городские власти не предпринимают таких же действий, как это делают их заокеанские коллеги. Тут можно определить три основных причины. Первая, чиновники, управляющие муниципалитетами, ничего не понимают в охране природы, вследствие чего даже и не пытаются улучшать экологическую обстановку. Вторая, такое поведение может рассматриваться, как попытка сопротивления центральным властям и крайне негативно отразиться на их карьере. Третья, чиновники зачастую имеют финансовые интересы в ухудшении окружающей среды, например строительстве вместо городского парка жилого или офисного квартала. Для решения первой причины и создаются союзы между городами, и такие соглашения, о которых идёт речь далее. Вторая причина, на взгляд автора надуманная, т.к. даже в сталинское время люди уходили в охрану природы, из-за её аполитичности, конечно последнее, к сожалению, не всегда верно. А борьба с коррупцией не есть тот вопрос, который мы будем здесь рассматривать. Итак, господа региональные чиновники, не надо стесняться, надо браться за дело, т.к. никто кроме Вас охранять природу на подведомственных Вам территориях и в округе, не будет.
    Главная проблема при принятии и реализации решении по улучшению окружающей среды городов – сроки. Разумное ведение экологической политики в городе требует долгосрочного планирования, последовательного ведения всех направлений и постоянного финансирования. Эти простые условия бывает сложно выполнить из-за периодической смены властей и политических взглядов. Улучшение же окружающей среды не даёт моментального результата, и не всегда даёт прямой экономический результат, которым легко отчитываться перед избирателями и начальством. Поэтому экология первой идет под нож, когда режут бюджеты или пытаются продемонстрировать смену курса. Известный американский экологический деятель Рэнди Хэйз (Randy Hayes), после того, как его пригласили на пост координатора по устойчивости города Оакленда (Калифорния), принялся за разработку 100 летнего плана по развитию окружающей среды города (до этого он разработал 500 летний план действий по спасению тропических лесов). По его мнению, Оакленд сможет перерабатывать 100% своего мусора уже в 2020 году, а к 2030 отказаться от ископаемых энергоносителей. В общем-то, Рэнди известен своей непримиримостью. Надо сказать, что он участвовал в доработке соглашения, о котором в этой статье будет сказано ещё много Urban Environmental Accords, и во время заседаний отличался несгибаемой позицией требуя установления жёстких целей хотя бы на ближайшие 50-100 лет. В такой позиции есть доля правды, в геологическом времени это совершенно ничтожный отрезок времени, но если его сравнивать с человеческой жизнью и, особенно со среднестатистическим периодом правления мэра города, то этот отрезок огромен. Имея перед собой такой срок, можно браться за решение проблем любой сложности. Итак, главной задачей мы видим нахождение баланса между долгосрочными нуждами природы и краткосрочными амбициями людей. Чтобы добиться здесь консенсуса, требуется последовательно работать и, как уже сказано выше, перенимать опыт и не тратить драгоценное время на изобретения своего велосипеда в каждом отдельном направлении. 
    Существует множество различных механизмов обмена опытом. Можно читать публикации, отправлять для изучения опыта специалистов и высокопоставленные делегации. Можно обращаться в специализированные организации, такие, как например ICLEI (International Council for Local Environmental Initiatives), которые помогают городам и муниципалитетам, предоставляя им консультации по разработке законодательства и информацию об опыте других городов, а так же устраивают конференции для обмена опытом. А можно черпать идеи из уже разработанных документов, таких как, упомянутый ранее Urban Environmental Accords. Это название звучит несколько неуклюже на английском, перевод его на русский звучит не лучше, Соглашение о Городской Окружающей Среде. В данной работе, дабы не отвлекаться от сути, будет в дальнейшем использована аббревиатура английского названия UEA.

                            Цели и задачи

    Целью данной работы является ознакомление российских специалистов с механизмом работы и целями UEA. Задачами данной работы являются ознакомление специалистов с целями создания UEA; разъяснение структуры и механизмов функционирования UEA; анализ пригодности рекомендаций UEA для российской системы.

  Создание Urban Environmental Accords и Механизмы          взаимодействия

    Остановимся подробнее на сути и механизме UEA. Идея данного соглашения зародилась у Джареда Блюменфельда, он юрист и проработал много лет в крупной международной природоохранной организации. Заняв в 2001 году пост директора отдела по Окружающей Среде города Сан-Франциско, Джаред осознал, что для охраны природы в целом всё делается или не делается на местах, а то, что пишется в межправительственных договорах и федеральных законах, зачастую просто, слишком далеко от местных властей и жителей и ими не исполняется. Почувствовав же груз ответственности, он решил стимулировать создание механизма, объединяющего города и помогающего решать экологические проблемы сообща. ЮНЭП предложил Сан-Франциско провести юбилейный день охраны окружающей среды 5 июня 2005 года. Это само по себе не простое мероприятие, учитывая ещё и то, что в Америке традиционно отмечают свой праздник день земли. Джаред же решил пойти дальше и собрать конференцию мэров, с целью подписания соглашения между городами. Идея его заключалась в том, что, добровольно подписывая такой документ, города действительно начнут решать стоящие перед ними экологические проблемы, а работать вместе станет проще. Как говориться во вступлении к договору, которое называется Green Cities Declaration, каждую неделю в города перемещается один миллион человек, а более половины населения планеты уже живёт в городах. Такие масштабы и концентрация населения естественно вызывают огромное давление на окружающую среду и создают важнейшее поле действия для экологов. При этом по данным составителей договора города потребляют 75% природных ресурсов, что в такой концентрированной форме даёт возможность огромной экономии.
    Для разработки UEA была создана рабочая группа в университете города Беркли, который известен, как город – где была начата первая в Америке (а может и в мире) программа по ресайклингу твёрдых бытовых отходов и раздельному сбору мусора у населения ещё в 1973 году. Был разработан целый свод научных рекомендаций по конкретным действиям по улучшению окружающей среды городов и снижению их воздействия на окружающую среду в целом. Из данных рекомендаций серия круглых столов, уже состоящих, не только из учёных, но и из работников муниципалитетов, общественных организаций и юристов, отобрала 21 наиболее подходящую. Сами рекомендации разбиты на 7 разделов по три: энергетика, уменьшение объёмов отходов, городское планирование, городская природа, транспорт, здоровье окружающей среды и вода. Надо отметить, что рекомендации содержат конкретные численные цели, многие из которых пришлось смягчить на этапе отбора для облегчения их выполнения странами третьего мира. В целом, же получился документ, представляющий всесторонний план действий по улучшению окружающей среды в городах. UEA подписан уже более сотней городов, среди них такие крупные, как Лондон, Москва, Вена, Тайпей, Рио,  Дели, Мельбурн, Найроби, Кейптаун, Стамбул и Сан-Франциско. В России он подписан ещё Медвежьегорском и Полярными Зорями, а в СНГ Киевом и Ивано-Франковском. Данное соглашение облегчает разработку местных планов экологических мероприятий. Вследствие чего он особенно полезен администрациям с ограниченными резервами. Многие города, подписавшие соглашение ведут дополнительный обмен опытом. Для обсуждения результатов будет собрана отдельная конференция мэров в июне 2012 года. Но к соглашению не обязательно присоединяться, можно просто черпать из него идеи, основанные на последних научных и практических разработках.


              Структура UEA

    Важно обратить внимание на структуру соглашения. Документ, подписываемый городами, состоит из трёх основных частей, которые будут ниже приведены близко к тексту. Первая часть – декларация зелёных городов, по сути, играет роль введения, хотя исходно она появилась, как отдельный документ, который могли подписать города, считающие основную часть для себя невыполнимой. Вторая часть – внедрение и понимание, описывает то, как и когда следует применять договор и вводит систему бальной оценки успешности его выполнения. Третья часть – непосредственно текст соглашения (неофициальный перевод автора статьи – прим. Г.Г.).

          Декларация зелёных городов

    Принимая то, что впервые в истории большая часть населения планеты живёт в городах, и что продолжающаяся урбанизация будет приводить ещё по миллиону человек в города каждую неделю, тем самым создавая новые трудности для окружающей среды и новые возможности; а так же веря в то, что как Мэры мировых городов, мы имеем уникальную возможность стать лидерами в создании истинно устойчивых урбанизированных центров, основанных на локальных действиях соответствующих местным культурным традициям и экономике; а так же вспоминая, что в 1945м году лидеры 50 государств собрались в Сан-Франциско для создания и подписания хартии Объединённых Наций, а так же принимая важность, обязательства и дух Стокгольмской конференции 1972 года, Саммита Земли в Рио-де-Жанейро 1992 года (UNCED), Стамбульской конференции по местам обитания человека 1996 года, целей развития Декларации тысячелетия 2000 года, и Всемирного саммита по устойчивому развитию в 2002 году в Йоханнесбурге, мы видим ниже представленные UEA, как продолжение усилий по продвижению устойчивости, развитию живой экономики, продвижению социальной справедливости,  и сохранению естественных систем на планете.
    Таким образом, мы – мэры, собрались сегодня в день охраны окружающей среды в 2005 году в Сан-Франциско, дабы написать новую главу в истории международного сотрудничества. Мы будем продвигать эту платформу для сотрудничества и построим экологически устойчивое, экономически динамичное и социально справедливое будущее для наших городских жителей; а так же мы призываем к действию наших коллег – Мэров, по всему миру присоединяться к UEA и сотрудничать с нами в применении этого соглашения; а так же подписывая UEA, мы будем стимулировать наши городские правительства ратифицировать это соглашение и стремиться приложить все усилия для того чтобы достигнуть поставленные в нём цели. Применяя UEA, мы стремимся реализовать право на чистую, здоровую, и безопасную окружающую среду для всех членов нашего общества.

                Внедрение и понимание
    UEA состоит из 21 рекомендации к действию, разбитых по различным городским тематикам. Эти рекомендации являются проверенными первыми шагами в направлении экологической устойчивости. Поэтому, для достижения долгосрочной устойчивости, городам придётся постепенно улучшать свою деятельность по всем обозначенным направлениям.
    Внедрение UEA потребует открытого, прозрачного диалога между властями, общественными группами, деловыми кругами, научными организациями и другими ключевыми партнёрами, и активного вовлечения всех вышеупомянутых сторон. Применение соглашения принесёт особую пользу, там, где решения принимаются, основываясь на точной оценке доступных альтернатив, используя последние достижения науки.
    Призыв к действиям в Соглашении, скорее всего, приведёт к материальной экономии, за счёт меньшего потребления ресурсов и улучшения здоровья и общего благополучия граждан. Применение соглашения может изменить принципы городских закупок, что бы рекомендовать или даже требовать от поставщиков экологической ответственности и уважения к правам человека и трудящихся.
    Начиная с настоящего момента и до Всемирного дня Окружающей Среды 2012 года, города должны применить, как можно больше рекомендаций из 21 предложенных в соглашении. Возможности городов по принятию и применению местных экологических законов сильно различаются. Несмотря на это успех соглашения будет оцениваться именно по количеству действий предпринятому городами участниками. Таким образом, соглашение может успешно применяться даже теми муниципалитетами, которые не имеют права принимать собственные законы.
    Каждый город должен выбирать по три приоритетных цели ежегодно. Для того чтобы признать заслуги городов по применению соглашения создаётся программа Городских Зелёных Звёзд.
    В конце семилетнего периода, города применившие:
  - 19-21 действий, должны быть признаны городами, с 4 звёздами.
  - 15-18 действий, должны быть признаны городами, с 3 звёздами.
  - 12-17 действий, должны быть признаны городами, с 2 звёздами.
  - 8-11 действий, должны быть признаны городами, с 1 звёздой.

                      Текст соглашения

                                Энергетика

1. Принять политику увеличения объёмов использования возобновляемых энергетических ресурсов и обеспечить за счёт них минимум 10% от пиковой нагрузки через 7 лет.
2. Принять политику энергосбережения с целью снизить пиковое потребление электроэнергии на 10% через 7 лет, за счёт повышения энергоэффективности, смещения пиков спроса во времени, и мер по сохранению энергии.
3. Разработать и принять городской план по снижению выбросов парниковых газов на 25% к 2030 году и создать систему учёта и аудита выбросов.

                      Уменьшение объёмов отходов

4. Принять политику достижения 0 отбросов попадающих на свалки и мусоросжигательные заводы к 2040 году.
5. Разработать и принять закон, уменьшающий использование одноразовых, токсичных или не возобновляемых категорий продуктов минимум на 50% через 7 лет. 
6. Внедрить понятные жителям программы по переработке ТБО и компосту, с целью уменьшить на 20% подушевые выбросы ТБО на свалки и мусоросжигательные заводы через 7 лет. 

                        Городское планирование

7. Ввести обязательную систему оценки экологичности всех новых муниципальных зданий.
8.  Принять принципы и практику городского планирования, которые бы внедряли районы плотной застройки смешанного типа с облегчённой системой для пешеходов, велосипедистов и инвалидов, в сочетании с открытыми системами для рекреации и экологического восстановления.
9. Принять программу по созданию рабочих мест улучшающих окружающую среду на свалках и/или в бедных районах.

                          Городская природа

10. Обеспечить доступный общественный парк или рекреационное пространство в пределах полукилометра от каждого городского жителя к 2015 году.
11. Провести инвентаризацию всего растительного покрова города; и, основываясь на экологических и общественных предпосылках, посадить и поддерживать растения в не менее, чем 50% доступных посадочных мест на тротуарах.
12. Провести законодательство по защите экологических коридоров и прочих ключевых мест обитания (т.е. водных путей, кормовых растений, укрытий, использования местных видов растений и т.п.) от неустойчивого развития и застройки.

                            Транспорт

13. Развить и внедрить принципы развития общественного транспорта, для предоставления доступного городского транспорта в пределах полукилометра от каждого жителя города через 10 лет.
14. Провести закон или внедрить программу с целью отказа от применения тетраэтила свинца (там, где он ещё применяется), уменьшения уровней серы в дизельном и бензиновом топливе; параллельно с использованием контроля выбросов всех автобусов, такси, и автомоторной техники городских служб, с целью снижения уровня твёрдых частиц и выбросов, формирующих смог от парков этой техники на 50% через 7 лет.
15. Bвести программу по снижению доли автомобилей с одним пассажиром на 10% через семь лет.

                      Здоровье окружающей среды

16. Ежегодно определять одно химическое соединение, используемое в городе, представляющее наибольшую угрозу для здоровья граждан и принимать меры по уменьшению его использования и его выводу из использования муниципальными властями
18. Продвигать пользу, приносимую органически произведённой местной едой для здоровья населения и окружающей среды. Убедиться, что двадцать процентов всех городских объектов (включая школы) подают органическую пищу, выращенную в данном регионе, через 7 лет.
19. Установить региональный рейтинг загрязнения воздуха и цель снижения на 10% количества дней, которые можно было бы охарактеризовать, как опасные или нездоровые, через 7 лет.

                                  Вода
19. Разработать политику по улучшению адекватного доступа к чистой  безопасной питьевой воде, с целью предоставить доступ всем жителям к 2015 году. Для городов, с подушевым потреблением питьевой воды более чем 100 литров в день, принять меры по снижению потребления на 10% к 2015 году.
20. Защитить экологическую целостность первичных источников питьевой воды (т.е. водохранилищ, рек, озёр, болот и ассоциированных экосистем).
21. Принять муниципальные принципы управления сточными водами и снизить сбросы неочищенных сточных вод на 10% через 7 лет, путём вторичного использования воды, и внедрение устойчивого планирования городского водораздела, включающего участие всех задействованных сообществ и основанного на разумном экономическом, социальном и природоохранном принципах.

                            Заключение

    Следует отметить, что общая модель управления городами в России практически не изменилась со времён плановой экономики и поэтому многие идеи, предложенные в UEA, будет непросто реализовывать. С другой стороны некоторые из предложенных решений уже традиционно используются в России, а некоторые имеют к нашим условиям весьма опосредованное отношение. Система управления городами вертикально интегрирована, копируя государственную модель управления, и практически так же оторвана от населения, как само государство. Внедрение же подобных идей требует взаимной работы общественности и властей и современной информационной политики. Т.е. если даже городские власти решат следовать данным рекомендациям и примут соответствующие решения и документы, тем самым, достигнув некоторых указанных целей, реального эффекта без поддержки населения, прессы и местных общественных организаций достичь, не удастся. Таким образом, можно сделать вывод, что для большинства Российских городов подойдут только те рекомендации, которые можно выполнить, не вовлекая население. Можно так же с уверенностью сказать, что обратить внимание на документ стоит и даже если его не подписывать из него всегда можно выбрать идеи подходящие для нашей реальности, т.к. присоединяясь к единому процессу города, могут получить экологические ориентиры и управленческие технологии совершенно бесплатно.




<< Содержание номера
<< Архив

Дата последнего обновления: 18:58:40/24.02.24
   
     
       
 
ИАА "Информ-Экология"


   
     
 
       
 
Министерство природных ресурсов Российской Федерации


   
     
 
       
 
Счётчик


   
     
 
© Designed&Powered by 77mo.ru. 2007. All rights Reserved.